- Ханаан, Хананея, Хананеяне
- первоначально имя Ханаан есть имя родоначальника, потом его потомства, и, наконец, его земли. Оно происходит от слова, которое значит наклоняться, нагибаться, унижаться, покоряться, и по употреблению в Св. Писании иногда означает самого Ханаана, родоначальника народов Ханаанских, иногда землю Ханаанскую, иногда жителей сей земли, иногда купцов или торговцев. По этимологическому значению имени Х. нельзя производить от имени земли Ханаанской, ибо земля эта совсем не низменная, напротив, преимущественно гористая; низменные места ее суть только к морю лежащие, Финикийские и Филистимские. Ханаан младший сын Хама, внук Ноя, родоначальник племен Ханаанских. В новейшее время под землей Х. часто разумеют всю Палестину, всю обетованную землю, все земли, занимаемые израильтянами, как по эту, так и по ту сторону Иордана. Под именем Хананеев разумеются первоначальные жители земли Х., которые прежде израильтян поселились в земле той. Они сыны и потомки Ханаана и разделялись на 11 племен. Пять из них: Евеи, Иевусеи, Амореи, Гергесеи и Хеттеи жили в той стране, которую потом заняли израильтяне; остальные шесть: Сидоняне, Аркеи, Синеи, Арвадеи, Цемариты и Хамафиты жили к северу от Сидона до Елевтера. Каждое местечко имело своего особого царя, не было у них единства, общего главы; к этому присоединялись языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверия, волхования и всякие пороки и беззакония. Ваал, Астарта, Хамос, Дагон, Молох и т. п. были божества их; в их честь насаждались рощи, воздвигались высоты и приносились жертвы. Этим состоянием земли и объясняются строгие законы, данные израильтянам против хананеев. По этим законам хананеев, язычников и идолопоклонников, надобно было истребить, всякий союз с ними был запрещен, особенно браки. При таких строгих законах имелось в виду, главным образом, предохранение израильтян от их языческих нравов. Но израильтяне не вполне были верны воле Божией. Только по мере обращения своего к Богу израильтяне снова делались их победителями. Но Хананеи не были совершенно истреблены и во времена Судей; иные из них переселились в Финикию и в другие места и даже в Африку, где были финикийские колонии. И в самой Палестине они остались; во времена прор. Самуила об Амореях говорится, что между ними и Израилем был мир. Иевусеев победил уже Давид, но и в это время они не были совершенно истреблены. Иоав, во время переписи, обходил города Хивеян и Хананеев в странах Тира и Сидона. Во времена Соломона они обитали в Газе, и Соломон, не истребляя их, сделал только оброчными работниками. У Хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея. Во время плена Вавилонского все эти народы снова свободно распространились по Иудее и после возвращения Иудеев из плена снова были искушением для израильтян посредством брачных союзов; но при Ездре виновные были строго обличены, незаконные браки расторгнуты и все Иудеи клятвенно обязались быть верными Богу в хранении всех Его заповедей.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.